В своей профессиональной деятельности заместитель директора по ВР имеет широкий спектр функциональных обязанностей. Условно их можно разделить на три группы:
1. Административные,
2. Методические,
3. Организаторские
Административная функция
|
Организаторская функция
|
Методическая функция
|
§ образовательную, которая предполагает работу заместителя директора по ВР по изучению потенциала педагогов, которые занимаются работой с детьми, для определения их возможностей и способностей. § развивающую, направленную на изучение перспектив развития каждого ученического коллектива и определение прогноза развития и становления школьного коллектива в целом. § воспитательную, состоящую в том, чтобы стимулировать профессиональную деятельность всех участников педагогического процесса. § социальную, направленную на то, чтобы система воспитательной работы, созданная коллективом единомышленников, была востребована социумом и отвечала запросам государства и общества. |
§ аналитико-рефлексивная деятельность – это работа с документами и материалами, которые демонстрируют качество и результативность воспитательной работы школы. § оценочно-результативная деятельностьпозволяет определить вклад каждого классного руководителя в порученное дело, способствует справедливой оценке вклада как взрослых, так и детей. § корректирующая деятельностьпозволяет определить проблемы в работе и возможные пути организации коррекционной работы как с детьми, так и с коллегами. § стимулирующая деятельностьпозволяет включить моральные и материальные стимулы в работе с педагогами и классными коллективами, по достоинству оценить вклад каждого классного руководителя и воспитателя в сотрудничество и сотворчество с детьми. |
§ диагностическую, которая помогает изучать результативность деятельности своих коллег и проводить сравнительный анализ работы классных руководителей не только на внешнем, но и на внутреннем уровне.. (внешний – сравнительный анализ по параллелям, по возрастным проявлениям, внутренний – сравнивается уже достигнутое с прогнозируемым результатом, определяются дальнейшие пути продвижения школьного коллектива в своем развитии). § конструктивную, которая предполагает тесное сотрудничество заместителя директора по ВР с классными руководителями для поиска методов и приемов, которые позволят учесть не только возрастные, но и индивидуальные возможности учащихся, позитивные возможности развития каждого детского коллектива. § коммуникативную, при помощи, которой заместитель директора по ВР создает такие условие работы всех участников педагогического процесса, которые позволяют педагогам формировать культуру собственной коммуникации. Этому способствуют семинары-тренинги, дискуссии, интерактивные игры |
|
|
|
При составлении плана необходимо учитывать следующие направления деятельности:
При планировании ВР необходимо учитывать:
§ результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
§ воспитательные и организационно-педагогические задачи;
§ материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по ВР;
§ передовой опыт города;
§ возможности и интересы родителей, общественности;
§ воспитательный потенциал социального окружения школы;
§ традиционные праздники учебного года;
§ события, факты, связанные с жизнью страны, города;
§ события, факты, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
§ традиции школы;
§ мероприятия, планируемые детскими организациями города;
§ предложения администрации школы, Совета школы, учителей, учащихся, родителей.
О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338
"Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц"
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2013 года № 512.
Должностные обязанности заместителя директора по ВР:
Заместитель директора организации образования по воспитательной работе
(начального, основного среднего и общего среднего)
Должностные обязанности: Обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, создание программы воспитания учащихся, новые подходы по их реализации. Анализирует проблемы воспитательного процесса, результаты воспитательной работы, состояние и перспективные возможности в области воспитательной работы. Организует текущее и перспективное планирование воспитательной работы. Осуществляет планирование и контроль деятельности старших вожатых, воспитателей групп продленного дня (ГПД), классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла. Координирует работу по разработке необходимой методической документации по воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий; осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками. Осуществляет контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми с девиантным поведением. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, занятых воспитательной работой. Координирует взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений учебного заведения, обеспечивающих воспитательный процесс с представителями общественности и правоохранительных органов, родителями и родительским комитетом организации образования. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся. Обеспечивает безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Обеспечивает качественное и своевременное составление, достоверность и сдачу в установленном порядке отчетной документации.
Должен знать:
§ Конституцию Республики Казахстан,
§ Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»,
§ Закон РК «Об образовании»,
§ «О языках в Республике Казахстан»,
§ «О правах ребенка в Республике Казахстан»,
§ «О борьбе с коррупцией»,
§ «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»,
§ «О специальных социальных услугах»,
§ «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,
§ «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»
Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана:
§ "НҰРЛЫ ЖОЛ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ" (ноябрь 2014 г.)
§ «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ" (январь 2014 г.)
§ «СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2050»: НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СОСТОЯВШЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА» (декабрь 2012 г.)
§ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА» (январь 2012 г.)
§ «ПОСТРОИМ БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ» (январь 2011 г.)
§ «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ – НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА» (январь 2010 г.)
и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования, основы педагогики и психологии; государственные общеобязательные стандарты образования, педагогику, педагогическую психологию, достижения педагогической науки и практики, основы экономики, финансово-хозяйственной деятельности, законодательства о труде, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование или по профилю и стаж педагогической работы не менее 5 лет.
Дожностные обязанности социального педагога:
Должностные обязанности. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем ребенка, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников, детей. Выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, детьми и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Осуществляет комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся (воспитанников) в организациях образования и по месту жительства, обеспечивающих адаптацию личности к жизни в обществе. Координирует работу по патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, инвалидов с детства. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся (воспитанников) во внеурочное время. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Обеспечивает связь между ребенком и государственными, общественными организациями и социальными службами. Взаимодействует с учителями, родителями и иными законными представителями. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных учебных программ в организации образования. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законы Республики Казахстан Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности», «О борьбе с коррупцией», «О языках в Республике Казахстан», и другие нормативные правовые акты по вопросам образования; основы социальной политики; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методику воспитательной работы, основные направления развития педагогической науки; анализ и программирование социально-педагогической работы; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование.
Требования к квалификации:
специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
§ должен отвечать общим требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации без категории, кроме того: изучать передовой опыт, применять его на практике, иметь навыки анализа учебно-воспитательной работы, принимать участие в работе методических объединений организации образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
§ должен отвечать требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методами анализа воспитательной работы, уметь руководить творческими семинарами, внедрять передовой опыт.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 4 лет.
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
§ должен отвечать требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: владеть методами опытно-экспериментальной работы, разрабатывать новые социально-педагогические программы, педагогические технологии, вести работу по их апробации; руководить работой творческих групп по разработке актуальных проблем социальной педагогики.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 5 лет.
Дожностные обязанности вожатой:
Должностные обязанности. Способствует развитию деятельности детских общественных организаций, объединений. Помогает детям и подросткам в планировании деятельности их объединений, организаций, способствует обновлению содержания и форм их деятельности. Строит работу с учетом инициативы, возрастных интересов и потребности детей и подростков. Организует коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информирования детей и подростков о действующих организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Проводит культурно-массовую, патриотическую работу в организации образования, оказывает классным руководителям содействие в организации воспитательной работы, познавательного досуга детей. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся, воспитанников, детей. Организует их отдых в период каникул. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений.
Работает в тесном контакте с органами самоуправления и педагогическим коллективом организации образования, общественными организациями, родителями обучающихся или лицами, их заменяющими. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О борьбе с коррупцией», «О языках в Республике Казахстан», и другие нормативные правовые акты по вопросам образования, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, закономерности и тенденцию развития детского движения, индивидуальные особенности и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, досуговой деятельности, отдыха, развлечений, основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации:
§ специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование;
§ специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
§ должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатым высшего уровня квалификации без категории; кроме того: уметь самостоятельно организовывать индивидуальную и групповую работу с детьми.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности вожатого не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
§ должен отвечать требованиям, предъявляемым вожатым высшего уровня квалификации второй категории; кроме того: владеть организационными формами диагностической работы с детьми, иметь навыки исследовательской работы по проблемам воспитания детей и подростков, владеть методиками анализа проводимых воспитательных мероприятий, использовать передовой педагогической опыт в своей работе.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности старшего вожатого не менее 4 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
§ должен отвечать требованиям, предъявляемым вожатому высшего уровня квалификации первой категории; кроме того: владеть технологиями анализа организационно-методической деятельности.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности вожатого не менее 4 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации второй категории:
§ должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации без категории; кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать рекомендации по организации индивидуальной работы с детьми.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование и опыт работы в должности вожатого не менее 3 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации первой категории:
§ должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации второй категории; кроме того: владеть организационными формами диагностической работы с детьми, иметь навыки исследовательской работы по проблемам воспитания детей и подростков, владеть методиками анализа проводимых воспитательных мероприятий;
Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование и опыт работы в должности вожатого не менее 4 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
§ должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: владеть методиками анализа организационно-методической деятельности, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее образование по профилю и опыт работы в должности вожатого не менее 5 лет.
Перечень документов, рекомендуемых для оформления деятельности заместителя директора по воспитательной работе (ВР)
№ |
Направление деятельности
|
Содержание |
1. |
Нормативно-правовые документы |
Международные документы, Законы РК, указы Президента РК, постановления правительства РК, концепции и программы, приказы, постановления коллегии МОН РК, положения, методические рекомендации, региональные положения, программы |
2. |
Концепция системы ВР или комплексная программа |
Комплексные и целевые воспитательные программы и проекты определяют основные направления воспитательной деятельности, определяется конечный результат – образ (модель) выпускника. Программы могут быть разработаны на год или на несколько лет |
3. |
Планирование ВР |
Перспективный план ВР на год по направлениям (по разделам) § Календарный план на четверть, месяц, неделю § План физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы § Программы и расписание работы клубов, кружков, секций § План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей § План ВШК за организацией воспитательного процесса § План работы Совета профилактики, совместный план работы с отделениями по делам несовершеннолетних § План работы органов самоуправления, общественных организаций, комиссий, штабов В приложении к годовому плану, исходя из задач деятельности школы, также могут быть планы по различным направлениям воспитания обучающихся и другая планирующая документация в соответствии со спецификой учебного заведения |
4. |
ВШК за воспитательным процессом |
Аналитический материал по итогам ВШК: § Анализ посещенных внеклассных мероприятий (3 раза в неделю) § Посещение уроков, воспитательное значение урока § Информации, справки по итогам проверок воспитательной работы |
Направления ВР |
||
5. |
Нравственно-правовое воспитание, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних |
Комплексная программа школы по нравственно-правовому воспитанию (3–5 лет) § Годовой план по нравственно-правовому воспитанию § Годовой план по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (согласованный с ОДН) § План месячника гражданского правосознания (январь) § Внутришкольные планы по формированию гражданского правосознания § Приказ о создании совета профилактики правонарушений § Утвержденный список совета профилактики правонарушений § Положение о совете профилактики правонарушений § Протоколы совета профилактики § Объяснительные, докладные, характеристики и другие документы на рассмотрение совета профилактики § Годовой график рейдовых мероприятий § Журнал регистрации рейдовых мероприятий § Информация об учащихся, состоящих на учете ВШК, ОДН, неблагополучных семьях, детях-сиротах, неполных семьях, многодетных семьях § Индивидуальные карты на учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШК § Список общественных воспитателей, дневники индивидуальной работы с учащимися ОДН, ВШК § Социальный паспорт неблагополучных семей § План работы правового всеобуча § Система работы отряда «Юный полицейский» (план работы, список участников отряда, направления работы, разработки мероприятий) |
6. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Документы, регламентирующие работу по гражданско-патриотическому воспитанию: § Комплексная программа школы по гражданско-патриотическому воспитанию § Годовой план по формированию у учащихся гражданственности и казахстанского патриотизма § Планы мероприятий по организации и проведению государственных и национальных праздников § Разработки мероприятий к государственным и национальным праздникам |
7. |
Пропаганда государственных символов |
Документы, регламентирующие работу по пропаганде государственных символов: § План работы школы по пропаганде государственных символов РК среди учащихся, педагогов, родителей § Разработки мероприятий по пропаганде государственных символов |
8. |
Формирование у учащихся навыков ЗОЖ, ответственного и безопасного поведения |
Документы, регламентирующие работу по формированию навыков ЗОЖ: § Целевая программа школы по ЗОЖ (3–5 лет) § Перспективный план по месячникам ЗОЖ § Мониторинговый портфель по вопросам ЗОЖ § План работы медработника школы по пропаганде навыков ЗОЖ § Документация по профилактике наркомании § Документация по профилактике ВИЧ/СПИДа § Документация по профилактике туберкулеза § Документация по профилактике ОРВИ и гриппа § Документация по рациональному питанию § Документация по организации наркопоста |
9. |
Культурно-досуговая деятельность |
§ Общие сведения о количестве учащихся, занимающихся в кружках, секциях и общее количество занимающихся § Документация по работе кружков, факультативов, секций (цели и задачи кружка, календарный план с количеством часов и датой проведения, список учащихся) § Журнал учета кружковой работы § Сведения о занятости учащихся во внешкольных кружках и секциях § Сведения о занятости учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШК, учащихся «группы риска» |
10. |
Семейное воспитание |
Приказ о создании попечительского совета школы § Положение попечительского совета § Список состава попечительского совета § План работы попечительского совета, протоколы заседаний попечительского совета § План работы родительского комитета школы, список состава родительского комитета § Протоколы заседаний родительского комитета школы § План работы школы с родительской общественностью § План работы педагогического всеобуча для родителей § План проведения и протоколы общешкольных родительских собраний § Протоколы классных родительских собраний § Журнал посещений квартир неблагополучных семей, акты ЖБУ § Журнал индивидуальных бесед с родителями ЗДВР, психолога, социального педагога, администрации, инспектора ОДН § Документация деятельности родительского всеобуча |
11. |
Школьное самоуправление |
Комплексная программа деятельности детского объединения, содружества, организации, совета старшеклассников: § План работы детской организации школы § Состав совета лидеров детской организации § Состав совета старшеклассников школы § План работы совета старшеклассников § Разработки мероприятий, проводимых детской организацией, советом старшеклассников § Другие документы детской организации, совета старшеклассников |
12. |
Социально-психологическая служба школы |
Годовой план психолога школы § Годовой план социального педагога школы § Диагностические методики, тренинги, анкеты по разным направлениям деятельности психологической службы § Текстовый анализ, информации, справки по итогам диагностик § Итоги анкетирования уровня тревожности, агрессии § План работы по профилактике суицида среди учащихся и родителей § Накопительный материал по профилактике аутодеструктивного поведения (суицида) среди несовершеннолетних § Выступления на внутришкольных совещаниях, педсоветах и т. д. § Документация социального педагога |
13. |
МО классных руководителей |
§ Положение о классном руководителе § Положение о МО классных руководителей школы § Диагностика классных руководителей, анализ диагностики § Накопительный материал по обобщению опыта классных руководителей, выступления на МО, разработки открытых мероприятий |
14. |
Профилактика религиозного экстремизма |
Документы, регламентирующие работу по профилактике религиозного экстремизма: § План работы по профилактике религиозного экстремизма, согласованный с управлением внутренней политики города § Сведения об учащихся и семьях, посещающих религиозные объединения § Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике религиозного экстремизма |
15. |
Трудовое и профессиональное воспитание |
§ План работы по профориентации выпускников 9, 11-х классов § Сотрудничество с вузами и ссузами города, республики и зарубежья в вопросах профориентации § Итоги трудоустройства выпускников 9, 11-х классов за прошлый год § Информация о предварительном трудоустройстве выпускников |
16. |
Папка достижений школы по ВР |
§ Грамоты, благодарственные письма, дипломы § Печатная продукция в СМИ, на сайте школы |